вторник, 19 февраля 2013 г.




ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА (ДОБРОДЕТЕЛИ),

КОТОРЫЕ МОЖНО РАЗВИВАТЬ В МАЛЬЧИКАХ И ДЕВОЧКАХ
Бесстрастие — потребность не удерживать вниманием и желанием помыслы о том, что приятно для души и тела, не собеседовать с ними мысленно, не соглашаться с ними и не искать возможности воплотить их. «Бесстрастие — отсечение страстных в сердце помыслов» (Авва Евагрий).


Благоговение — потребность в уменьшении и утишении своих слов, поступков, желаний не ради здоровья, выгоды, самоулучшения и прочего, а ради своей худости, для предоставления места благому; воздержание от выражения своего мнения, отношения и своих чувств при соприкосновении с величием духовным и его воплощением. Может испытываться по отношению не только к Творцу и Его творению, но и к одарённости Им человека, воплощаемой в поведении или в плодах трудов, в том числе в произведениях искусства. Впервые возникает зачастую невольно, но может сохраняться памятью и произволением, защищая человека от превращения великого в его жизни в обыденное посредством привычки.



Благодарность — потребность признать, что не ты причина того хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя, и воздать за это благом; признание благости даров и готовность воздать даровавшему благом или бескорыстной службой; потребность тем, что тебе посильно, порадовать того, кому благодарен или хотя бы не огорчать его. Отличается от желания непременно «отблагодарить» человека, сделавшего тебе добро, даже против воли вручив ему деньги или подарок; это свидетельствует о желании избавиться от чувства благодарности, откупиться от него.


Необходимо отметить, что с благодарностью не выносит сочетания практически ни один грех, тяготящий человека. Если человек сознательно удерживает в душе чувство благодарности, то к нему не имеют доступа жадность, уныние, леность и все прочие грехи. Кроме того, получение Божиих даров обычно неподвластно человеку, но своей благодарностью за дарованное человек может эти дары удержать и приумножить. «Кто во время искушений обретает чувство благодарности, тот отгоняет от себя находящие на него помыслы» (Авва Даниил).


Благодушие — потребность считать, что всё окружающее и происходящее либо является благом, либо сохраняет за человеком возможность трудиться ради благой цели, либо приводит к благим результатам не по человеческому произволению, а по промыслу Божьему. Признание того, что благо всегда (во все времена и при всех обстоятельствах) преобладает в мире, и, одновременно, согласие не отлучаться от него душой. Не отрицает наличие зла в мире.


Благородство (родственность тому, что есть безусловное и непреходящее благо) — потребность служить высоким, благим (духовным) побуждениям, данным тебе, а не рабствовать своим низменным (плотским) влечениям.


Благость — потребность дать людям то, что для них полезно. Возможность дать людям то, чем располагаешь (содержишь в себе).


Благочестие — потребность воздавать за все почести единому Источнику всякого блага.


Безмолвие — потребность уклоняться как от сообщений людям тех сведений, в которых они не нуждаются, так и от предоставления людям поводов и причин говорить о тебе. «Безмолвие есть не допытываться до того, что тебя не касается» (Авва Исайя).


Безмятежность — потребность не предпринимать действий, не прилагать усилий, имеющих целью изменение окружающего, а трудиться ради внутреннего благоустройства даже во внешнем; не исключает труды по выполнению мирских обязанностей.


Беспопечительность — потребность в отказе от заботы о внешних результатах своих дел и своих отношений с людьми.


Безропотность — потребность признавать, что окружающие нас обстоятельства и отношение к нам людей достаточно хороши и не могут быть причиной недовольства, ропота — по нашим грехам и по вере в промысел Божий.


Бережливость — потребность расходовать силы, время, средства в материальном мире только на то, что полезно, и в количестве, не превышающем потребное.


Бескорыстие — потребность не искать личной, чаще материальной, выгоды, помогая просящим в их трудах или делая что-либо для людей по собственному почину и без их участия.


Вежливость — потребность следовать общепринятым в данном обществе нормам поведения, не раздражая людей своими поступками и словами.


Внимательность — потребность воспринимать все окружающее или дело, которым занимаешься, без изъятия, не считая что-либо недостойным внимания.


Воздержание — потребность пе употреблять для собственных телесных нужд (для «утешения») больше, чем необходимо, и во всяком случае не столько, сколько хочется, даже если такая возможность имеется; удержание своих желаний. «Воздержание — удаление от греховных дел» (Авва Евагрий).


Воодушевлённость — потребность с душевным расположением делать то, что трудно, но хорошо. Отличать от увлечённости, тщеславия, самолюбования.


Грусть — потребность сожалеть об утрате или отсутствии в твоей жизни чего-либо хорошего, а не относиться к этому безразлично. Отличать от основанных на похотях грехах — тоски, печали, уныния.


Дерзновение — потребность принять обетованное, основанное на выполнении заповеданного и на вере в Божию милость, а не в свои заслуги.



Доброжелательность — потребность сделать то, что для человека хорошо, или избавить его от наличествующего зла. Не бывает с принуждением, против воли того человека, которому готов принести посильное добро.


Добротолюбие — потребность сохранять в своих словах и поступках единение с тем, что, в меру своего разумения, понимаем как добро.


Достоинство — потребность не умалять высокое назначение человека.


Злострадание — потребность, памятуя о своих грехах, произвольно лишать себя разрешённых и доступных удовольствий, утешений телесных и душевных (но не духовных).


Искушённость — потребность, проверенная и утверждённая опытом, противостоять даже неожиданным нападениям демонов. «Искушение — случайная неожиданная скорбь» (Преп. Марк Подвижник).


Исповедание — потребность признавать как свою личную, так и общечеловеческую греховность, худость. «Неукоризненное исповедание грехов — мужественное терпение их последствий». Противоположно вере в величие человека, разве только в утраченное. Необходимо для выполнения хотя бы первой заповеди: «Покайтесь!».


Исповедничество — потребность без сомнений и колебаний обнаруживать свою веру в Иисуса Христа и Его Евангелие в любых обстоятельствах, перед друзьями и врагами.


Исполнительность — потребность безотлагательно и безукоризненно выполнять порученное тебе дело, свои обязанности. Не смешивать с рвением, напористостью.


Любовь — потребность единства через самоотдачу.


Любознательность — потребность признавать полезность, нужность для человека знаний, готовность трудиться ради их приобретения. Отличать от любопытства, надменности.


Любомудрие — а) потребность признавать большое значение для человека и для окружающих мудрости; предполагает не её наличие, а труд ради неё; б) мудрость, основанная на любви.


Милосердие — потребность от всего сердца помиловать не только того, кто ради этого трудится, но и того, кто, признавая свою вину и слабость, просит о помиловании, не имея заслуг. Лишается смысла по отношению к тем, кто считает себя невинным и протестует против скорбей и страданий (наказаний), возмущенно вопрошая: «За что?!». От прощения отличается тем, что освобождает от обвинения, а не только от наказания.


Молитвословие — потребность постоянно обращаться, хотя бы мысленно, к молитве, предпочитая молитвенный помысел всякому другому размышлению, рассуждению.


Молчаливость — потребность говорить только тогда (и столько), когда (и сколько) это необходимо слушающему по его просьбе или для выполнения своих обязанностей, но не похотений.


Мудрость — потребность рассуждать о предметах и явлениях (физических и духовных) беспристрастно. К мудрости ведут (по отцам): воздержание, страх Божий, вера, терпение, надежда, бесстрастие, любовь, познание, богословие.


Надежда — потребность обращаться с ожиданием духовных и земных благ к Богу, как к первопричине всякого блага, или к иным подателям блага (ангелы, святые), как к исполнителям Его благой воли. «Надежда воспринимается умом через самоотверженность» (Преп. Марк Подвижник).


Негодование — потребность безусловно, безотлагательно и несомненно признавать негодными любые планы, высказывания, поступки, имеющие грех целью или средством достижения цели. От гнева отличается направленностью не на человека, а на его мнение, высказывания, поведение.


Обличение — потребность предать гласности скрываемую человеком греховную причину его поведения, если это полезно ему самому либо окружающим. Несовместимо с осуждением, самомнением, самооправданием. Направлено не против человека, а против его грехов или основанных на них поступках.


Общительность — потребность не отчуждаться от людей, разделять с ними их радости и трудности.


Обязательность — потребность прилагать все силы для выполнения своих обязанностей, обусловленных положением, должностью или взятых на себя произвольно.


Осторожность — потребность, в связи с естественной ограниченностью человека и способностью всё предусмотреть, быть внимательным к окружающему, не исключая неожиданного и непредвиденного возникновения опасностей. Невозможна без терпения. Не путать с пугливостью и трусостью.


Осмотрительность — потребность прежде выполнения твоих дел предварительно (мысленно или физически) осмотреться, выявляя благоприятствующие или препятствующие делу обстоятельства.



Откровенность — потребность открыто высказывать свое мнение без настояния на нём, даже если окружающие с ним не согласны. Не смешивать с задиристостью, задорностью, запальчивостью.


    Подчиняемость (управляемость) — потребность выполнять во всём, кроме греха, волю тех, кто облечён большей властью мирской, нежели твоя.     Покорность — потребность принимать укоры как словами от людей, так и неуспешностью твоих дел, неблагоприятностью обстоятельств — от Бога.


   Последовательность — потребность для достижения цели совершать последующее дело не ранее предшествующего и не совершать того, что противоречит или противодействует твоим собственным намерениям. Последовательность внутренняя, душевная иногда влечет за собой внешнюю, видимую несогласованность поступков.


Послушание — потребность добровольно и сознательно выполнять заповеди как по отношению к Богу, так и к людям ради Бога. «Послушание— соблюдение заповедей» (Авва Исайя). По отношению к греху возможны соучастие, принуждение, обман, но не может быть послушания.


Постничество — потребность отказаться вне установленных Церковью постов от употребления и совершения того, что запрещено Церковью на время постов.


Пост (телесный) — потребность ограничивать приём пищи во времени, количестве, качестве; воздерживаться от супружеской близости, долгого сна и любых других форм угождения плоти. Цель — научить плоть слушаться душу и служить ей.


Пост (душевный) — потребность воздерживаться от любых развлечений, посвящая все душевные силы угождению Богу.

Назначение двояко:
1) обнаружение недолжных устремлений, которые выявляются только тогда, когда им противостоишь .



  2) собственно противостояние грехам, приобретение опыта в этом, познание собственной слабости и могущества помощников и заступников.


Постепенность — потребность восходить к большему и лучшему «по ступеням», не минуя меньшего и худшего, затрачивая на путь к совершенному время и труд.


Постоянство — потребность не ставить свои взгляды или намерения в зависимость от внешних обстоятельств и отказываться от них, только получив подтверждение их ошибочности. Близко к верности. Не путать с упрямством, самонадеянностью, педантизмом.


Почтительность — потребность оказывать человеку почёт вне зависимости от состояния его личности и внешнего положения (имущественного, служебного и т. д.), основанная на том, что человек, пусть и изуродованный, но живой образ Божий, не достигший подобия.


Правдолюбие (правдивость) — потребность в отражении действительного положения вещей (правды) в мыслях, словах, поступках. Невозможно без терпения себя и, следовательно, без признания собственной худости.


Преданность — потребность не отчуждаться от тех дел, идей и людей, которым служишь во имя Бога.


Предупредительность — потребность помочь человеку, если он нуждается в этом, не дожидаясь, когда об этом попросят. Не смешивать с подобострастием, угодливостью.


Приветливость — потребность не обидеть, не оттолкнуть (приветить) обращающегося к тебе человека.


Прилежание — потребность выполнять те дела, которые непосредственно перед тобой, а не изыскивать занятия более интересные в ущерб тому, чем тебе надлежит заниматься.


Простота — потребность не приукрашивать свои мысли, чувства, а также сказанное другими об их мыслях и чувствах считать соответствующим действительности.


Прямота — потребность (без попыток приукрасить свою позицию или сделать ее более приятной для окружающих) говорить о своих мыслях, чувствах и намерениях, а также отказываться от разговора, если не считаешь его полезным. Не путать с грубостью.


Раскаяние — потребность изменить своё отношение к грехам, переходя от услаждения ими к сокрушению о них и противостоянию им.


Рассудительность — потребность совершать те или иные действия не по желанию, а после проверки их полезности и правильности.


Ревностность — потребность не упускать ни малейшей возможности выполнять Заповеди Божьи. Близко к решительности. Не смешивать с напористостью, рвением.


Самовластие — потребность сохранять власть над своими мыслями, желаниями, действиями. Противоположно распущенности, увлекаемости, плотолюбию.


Самоограничение — потребность трудиться ради ограничения, уменьшения своих притязаний на внешнее; ведет к уменьшению зависимости от внешнего.


Самоотверженность — потребность отказываться от того, что полезно и удобно тебе, и даже от собственной жизни ради пользы людей.


Самоукорение 1) потребность искать в себе причину огорчительных внешних ситуаций и внутренних состояний, а также укорять себя за недолжные желания, мысли и поступки, даже если они известны только тебе или оправдываются людьми и не влекут за собой очевидных неприятных последствий; 2) признание того, что в твоих действиях, житейских неудачах и плохом отношении к тебе виновны не обстоятельства и люди, а только ты сам.


Самоуничижение — потребность признавать себя худшим, чем другие люди, не по своим способностям и возможностям, а по тому, как ты ими пользуешься (по своим грехам). Зависит не от наличия грехов, а от признания своей греховности и готовности видеть грехи, а также от степени близости к Богу.


Скорбность — потребность нести труд переживания своих скорбей без поисков возможности уклониться от них или утешиться внешним.



Смирение — потребность относиться мирно, без враждебности не только к обстоятельствам и людям приятным или не оказывающим на тебя влияния, но и к враждебным тебе. Отличать от терпимости, робости, потакания, попустительства. Смирение обязывает человека использовать и душевные, и телесные силы для защиты Родины, угнетаемых и обижаемых, для любых иных противодействий злу не по пристрастию, а по заповеди, сожалея о врагах, но не щадя зло. Можно и должно мириться с тем, что люди заблуждаются и в результате этого враждуют, но не должно мириться с заблуждениями; должно смириться с тем, что люди, как и мы сами, грешны, но не с грехами.


Смирение — это, по-видимому, одно из немногих качеств, не состоящее полностью в произволении человека (как и целомудрие, благоговение и ряд других). Это, скорее, не качество, а состояние, к которому человека приводит жизнь, но не помимо его воли.


Сожалению (сокрушению) о недолжном, о грехе всегда сопутствует потребность в добродетели. Сожаление человека о том, что он недостаточно хорош, качественно отличается от сожаления о своей худости. Гордость притязает на праведность и святость, а смирение ищет возможности увидеть свои грехи и противостоять им с Божией помощью.


Смиренномудрие 1) потребность признавать единственно правильными рассуждения, основанные на смирении (мудрость, порождаемая смирением);
2) готовность смириться, основанная на мудрости и к мудрости же приводящая.


Соболезнование — потребность разделить с человеком его переживания по поводу телесной или душевной боли. Не смешивать с потаканием саможалению или иным страстям.


Собранность — потребность удерживать неразвлеченными все три силы души: желательную, мыслительную и раздражительную.


Совестливость — потребность не отвергать помыслы, свидетельствующие о худости твоих дел. Святые отцы считают, что если твоя совесть тебя не обличает в нарушении заповедей, то не должно доказывать людям свою невиновность — не по пренебрежению к людям, а по недолжности самооправданий и доказательств.


Сосредоточенность — потребность неотвлекаемо направить своё внимание на выполняемое дело, обдумываемый вопрос.


Сострадание — потребность разделить с человеком труд (душевный и телесный), перенесение житейских невзгод. Возможно при согласии страдающего отвратиться от причин страдания, от грехов (как и соболезнование, сочувствие).


Сочувствие — потребность разделить чувства (обычно тягостные душевно) другого человека, и тем самым ослабить их.


Справедливость — потребность получать или назначать воздаяние не по пристрастию или неприязни, не по планам, а по очевидным делам и их результатам.


Старательность — потребность добросовестно затрачивать усилия (физические, внешние) для благополучного выполнения своего дела.


Тактичность — потребность своим поведением и высказыванием не напоминать о том в жизни человека, чем он может быть огорчен; достигать поставленной цели, не огорчая окружающих. Не путать с человекоугодием.


Трудолюбие — потребность постоянно трудиться, быть занятым делом, а не пребывать в праздности; любовь к самому труду, а не к его результатам.


Тщательность — потребность неоднократно внимательно проверять правильность выполнения своих обязанностей, для того чтобы не допустить изъянов в своей работе.


Уважительность — потребность признавать важность, значимость как человеческой личности, так и её роли в миру и влияния на окружающее независимо от её настоящего состояния. Имеет основание в том, что человеческая личность создана по образу Божию и от Бога одарена силами и способностями, превосходящими силы остальных живых существ.


Умеренность — потребность свои личные планы и принимаемые на себя обязательства перед другими людьми соизмерять со своими возможностями, а свои телесные потребности удовлетворять мерою, соотнося с необходимым, а не с желаемым.


Усердие — потребность служить делу или человеку во имя Бога, охотно отдавая служению все силы души и послушного ей тела.


Человеколюбие — потребность, не противопоставляя себя людям и не возносясь над ними, служить им во всем, в чём нет греха, и тем, в чём нет греха; признание единства даже с теми, кто противится нам, без принуждения их такому же, как у нас к ним, отношению к нам. «Человеколюбие — ко всем любовь и повиновение» (Авва Исайя).


Честность — потребность своими мыслями, словами, делами не унижать высокой чести, которая оказана человеку: созданию его по образу и подобию Творца и дарованию возможности служить добру.





 Энциклопедия  православной матери и ребёнка / Отец Вадим. – М.: АСТ;Донецк: Сталкер, 2005. – 318.




Комментариев нет:

Отправить комментарий